Данная статья была написана, спустя 10 минут, после прочтения книги Йога-сутр Патанджали (ЙСП) с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати. Почувствуйте свежесть моих мыслей выданных единым потоком, для цельного понимания идеи этой статьи.
Выбрать самую значимую шлоку из текста ЙСП не представляется возможным так как такую возможность нам изначально не даёт сам Патанджали и вот почему. Когда вы берете текст ЙСП в руки, он кажется вам цельным, единым … квинтэссенцией многих йогических знаний аки пятый элемент, которые автор так ловко объединил в одно стихотворное произведение. Однако открыв его мы обнаруживаем, что сам текст разделён на четыре главы и это говорит о том, что автор специально разделил информацию так как “единым потоком” усвоить такое количество информации читающий его просто не сможет. Соответственно в каждой главе присутствуют важные шлоки и сутры. Как же нам их обнаружить? Ведь текст сутр совсем не художественное произведение, а с комментариями разных авторов его понимание порой становится совсем трудоемким.
Примите тот факт, что Патанджали разделяя текст на четыре главы дает вам подсказку, что с первого прочтения вы поймете суть одного из верхних уровней, для понимания и проникновения на более глубинные уровни вам нужно изучать текст еще некоторое количество раз и желательно с комментариями разных авторов. Осознав написанное выше, примете следующий факт, что многое в тексте скрыто, спрятано и что сутры в главах, расположены в определенной последовательности. Задумка Патанджали направлять ваше внимание и мышление на определенные сутры, ведь он знал, что читающий текст йога сутр (ЙС) в первый раз обратит внимание только на сутры для его уровня, а вот адепт, который читает ЙС второй, третий и большее количество раз, поймет и примет информацию уже совершенно из других сутр. В процессе многократного прочтения ЙС вы обретете этот навык автоматически, ведь так и было задумано автором. Далее находя нужные вам сутры вы сможете научится читать их между слов, то есть вы сможете видеть суть сутр и именно к этому вы должны стремиться, каждый раз при прочтении текста. Принцип от большого и непонятного к малому и ясному.
Также сообщаю, что я выбрал и прокомментировал сутры или шлоки из каждой главы, однако сутры мной могут быть собраны в одной главе из совершенно разных мест и это нормально.
Глава 1. Самадхи-Пада
Начнем с “Сутры 1.1: Итак, наставление в йоге.” Данная сутра для новичка может показаться совсем простой и проходной, однако в труде Патанджали не может быть простых, а уж тем более проходных сутр. Давайте разберемся! Атха перевод “итак, теперь”, дает нам понять, что последующие наставления следуют уже за выполненными, то есть текст ЙС предназначен для подготовленных адептов йоги минимального уровня и благого желания познать мудрость сутр, “случайный” человек не сможет даже вникнуть в поверхностный слой этих знаний.
Далее следует большое количество сутр с базовыми определениями и наставлениям, которые так необходимы человеку решившему понять в чем же есть йога на самом деле. Но мы остановим наше внимание на “Сутре 1.30: Болезнь, апатия, сомнения, небрежность, лень, невоздержанность, ошибочные взгляды, недостижимость искомого состояния, нестабильность, (вызывающие) рассеянность сознания - это препятствия.” Эта сутра важна и обязательна к пониманию, когда вы находитесь в самом начале пути. Перечисленные в этой сутре факторы, разрушают практику ученика во время её выполнения, сбивая его намерения с намеченного пути. Зная об этом ученик в силах предпринять действия для решения некоторых из этих помех. В “Сутре 1.31: Боль, подавленность, дрожь в теле, неритмичное дыхание - признаки, сопровождающие отвлечение сознания.” Здесь Патанджали добавляет еще информации с которой нужно работать аналогично сутре 1.30.
Глава 2. Садхана-Пада
Во второй главе мы сразу переходим к сути к “Сутре 2.21: Только ради него (пуруши) существует пракрити.” Пуруша это познающий, а пракрити - среда познания соответственно пракрити является средством для достижения цели опыта пуруши. Это нужно понимать так как в “Сутре 2.22: Для того, чья цель достигнута, реальное перестает существовать, но для других - нет, поскольку познание является для всех общим” при достижении цели пракрити остается для служения другим, а пуруши прибывает в чистом сознании и более не нуждается в пракрити, хоть факторы пракрити и продолжают действовать на пурши. Именно об этом действии или объединении и говорится в “Сутре 2.23: Предназначение единства пуруши и пракрити - испытание (каждым из них собственной) сущностной природы и пробуждение в себе соответствующих сил.” Тут нужно четко уяснить момент, что только в объединении пракрити и пуруши возможно открыть скрытый в них потенциал, стоит заметить, что потенциал пуруши скрыт в каждом человеке, но без духовного роста он находится вне зоны понимания индивида.
Глава 3. Вибхути-Пада
В третьей главе мы сразу прыгаем к “Сутре 3.14: Носитель дхармы следует за ее латентным, активным и не проявленным свойствам.” Почему сюда? Дхарма это ординар, постулат или даже одно из важнейших понятий индийской философии так как является основой изменений, прошлого, настоящего и будущего.
Казалось бы резко меняем направление, но нет в “Сутре 3.36: Саттва и пуруша абсолютно различны, но в уме нет опыта такого различения. Самьяма на существующем дает знание пуруши” нам дают очередную информацию об еще одном постулате, а именно то, что читта и пуруша различны по своей природе, но кажутся нам одним целым, в результате прожитого опыта. В самьяме адепт практикует медитацию, на этом различии и получает истинное понимание пуруши.
В этой главе мы закончим “Сутрой 3.44: Во вселенском состоянии сознания (махивидеха), действующего за пределами тела, устраняются препятствия для света.” Махивидеха, как часть вритти - это состояние сознания. В этом состоянии, когда устранены все препятствия для света, йогин может действовать вне своего тела и данное состояние полностью очищает саттву разума. Очищение саттвы разума здесь является основным мотивом к моему выбору этой сутры так как это должно быть одной из основных целей йогина.
Глава 4. Кайвалья-Пада
Не упомянуть в реферате про карму было бы неправильно, опять таки основополагающее понятие, однако в “Сутре 4.7: Карма йогина не черна и не бела, а у прочих - тройственна” мы получаем глубинное понимание кармы, Патанджали меняет проекцию самого слова “карма” из двухмерной системы координат в трехмерную и теперь мы можем в объеме увидеть, у “кармы” существуют альтернативные и даже параллельные системы координат. Достигается это путем дублирования сознания йогина, которое не сопряжено с базовым и действует отдельно (нирмана-читта). По факту йогин умело маневрирует между черной и белой кармой, если так можно сказать, соблюдая истинный баланс в своих действиях по отношению ко всей вселенной целиком.
Довольно странно, что одной из самых интересных сутр по теории находится в последней главе, почти в самом конце ЙСП, а именно “Сутра 4.15: Вследствие тождественности объекта и отличия состояний ума, их существование раздельно” предоставляет базовою информацию о теории восприятия в йоге. Так как у каждого индивида независимое сознание, а объект не зависит от сознания и явялется общим для всех, то вследствии их объединения образуется знание или опыт Пуруши.